Развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры является одним из основных приоритетов Российской Федерации для решения накопившихся проблем страны, регионов и городов в сфере общественных услуг, которые сдерживают темпы модернизации, экономического роста и улучшения качества жизни населения.
Наиболее эффективным путем решения этих масштабных задач, широко используемым во всем мире, является объединение усилий государства и бизнеса в рамках реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства. Содействие развитию рынка таких проектов — одна из стратегических задач Внешэкономбанка, в рамках которой Банк осуществляет финансовую и нефинансовую поддержку органов государственной власти и муниципального самоуправления в ходе подготовки проектов, реализуемых с привлечением частного капитала.
Основные направления деятельности Внешэкономбанка по развитию рынка проектов ГЧП
Деятельность Внешэкономбанка по развитию рынка проектов ГЧП ориентирована на решение следующих задач:
инвестиционное консультирование для нужд субъектов Российской Федерации по формированию инвестиционных проектов на условиях ГЧП;
реализация Программы финансового содействия проектам регионального и городского развития, оператором которой является Федеральный центр проектного финансирования;
выполнение функций финансового консультанта Правительства Российской Федерации в отношении проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;
развитие нормативно-правовой базы по вопросам ГЧП;
образовательная деятельность по тематике ГЧП.
При осуществлении инвестиционной деятельности Внешэкономбанк отдает предпочтение проектам, реализация которых основана на механизмах государственно-частного партнерства (ГЧП). Участвуя в финансировании крупнейших проектов, имеющих общегосударственное значение и реализуемых на принципах ГЧП, Внешэкономбанк содействует скорейшему устранению инфраструктурных ограничений экономического роста и построению эффективного взаимодействия государства и бизнеса.
Реконструкция и эксплуатация международного аэропорта Пулково (первая фаза)
Инициатор проекта: ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (г. Санкт-Петербург)
Общая стоимость проекта: 1,2 млрд евро
Объем участия Внешэкономбанка: 10,0 млрд руб.
Планируемое количество новых рабочих мест: 585
Ожидаемые бюджетные налоговые отчисления: 20 млрд руб.
Аэропорт Пулково стал обладателем Национальной премии ROSINFRA как лучший инфраструктурный проект ГЧП в сфере транспорта в категории «Аэропортовая инфраструктура».
Цель проекта — создание современного аэровокзального комплекса и развитие сервисной инфраструктуры аэропорта посредством строительства нового пассажирского терминала, реконструкции действующего терминала «Пулково-1», модернизации аэродромной и инженерной инфраструктуры аэропорта Пулково.
Проект реализуется в рамках соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково, заключенного между ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», правительством Санкт-Петербурга и ОАО «Аэропорт Пулково».
Проект на сегодняшний день является уникальным примером государственно-частного партнерства в России, реализуемым без привлечения государственных инвестиций. 4 декабря 2013 г. новый пассажирский «Терминал-1» аэропорта Пулково принял первых пассажиров.
Инвестиционное консультирование и мониторинг
В 2013 г. в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.08.2010 № 1372-р Внешэкономбанк продолжил осуществление функций единственного исполнителя услуг по инвестиционному консультированию для государственных нужд субъектов Российской Федерации по формированию инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях ГЧП.
Работая по данному направлению, Внешэкономбанк оказывает поддержку органам государственной власти и местного самоуправления в целях реализации отраслевых, региональных или городских стратегий развития общественной инфраструктуры на условиях ГЧП.
Результатом оказания Внешэкономбанком услуг инвестиционного консультирования является формирование инвестиционного проекта, отвечающего требованиям субъекта Российской Федерации, финансирующих организаций и потенциальных инвесторов, включая формирование юридической, финансово-экономической и технической документации по проекту, анализ рынка потенциальных участников проекта, разработку комплекта документов для проведения конкурсных процедур по выбору инвестора, а также консультирование на этапе проведения конкурсных процедур.
В 2013 г. Внешэкономбанк завершил работы по государственным контрактам на оказание услуг инвестиционного консультирования для нужд Астраханской, Иркутской, Нижегородской, Ярославской областей по инвестиционным проектам в сфере развития социальной и транспортной инфраструктуры, а также ЖКХ. Общая стоимость данных проектов составляет около 50 млрд руб.
Проект: «Строительство детских садов на территории Астраханской области на условиях ГЧП»
Инициатор: Министерство экономического развития Астраханской области
Предварительная стоимость проекта: 4,032 млрд руб.
Реализация проекта позволит увеличить на 5 тыс. количество мест в дошкольных образовательных учреждениях Астраханской области и создать более 600 новых рабочих мест.
В рамках оказания услуг инвестиционного консультирования Внешэкономбанком были подготовлены организационно-правовая и финансовая модели проекта, разработаны инвестиционный меморандум, комплекты контрактной и конкурсной документации. В настоящее время в рамках реализации проекта проведен конкурс по отбору частного партнера и заключено соглашение о государственно-частном партнерстве.
Проект: «Развитие аэропортовой инфраструктуры на территории действующего международного аэропорта Иркутск»
Инициатор: Министерство экономического развития Иркутской области
Предварительная стоимость проекта: 1,92 млрд руб.
Реализация проекта будет способствовать развитию экономики Иркутской области и предусматривает реализацию мероприятий по поддержанию инфраструктуры действующего международного аэропорта г. Иркутска до момента ввода в эксплуатацию нового отвечающего современным требованиям транспортного комплекса.
В рамках оказания услуг инвестиционного консультирования Внешэкономбанком определены условия для реализации проекта на условиях ГЧП, в том числе с использованием механизмов концессионных соглашений, подготовлено финансово-экономическое обоснование передачи акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск» и имущественного комплекса аэродрома Иркутска из федеральной собственности в собственность Иркутской области.
Проект: «Строительство мостового перехода через р. Волгу в районе п. Подновье Нижегородской области»
Инициатор: Правительство Нижегородской области
Предварительная стоимость проекта: 40 млрд руб.
Реализация проекта позволит улучшить транспортное сообщение между городами Нижний Новгород и Бор, значительно сократить транспортные издержки и временные потери населения, достичь более высокого уровня организации безопасного движения, а также будет способствовать развитию территории.
В рамках оказания услуг инвестиционного консультирования Внешэкономбанком подготовлены инвестиционный меморандум, конкурсная и контрактная документация по проекту. Правительством Нижегородской области принято решение о необходимости создания транспортной модели по проекту. Реализация работ по проекту запланирована на 2014 год.
Проект: «Межмуниципальный проект в сфере водоснабжения и водоотведения Ярославской области»
Инициатор: Департамент экономического развития Ярославской области
Предварительная стоимость проекта: 3,2 млрд руб.
Реализация проекта позволит решить одну из основных проблем ЖКХ области — изношенность объектов общественной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения, сдерживающую экономический рост региона и оказывающую неблагоприятное воздействие на качество жизни местного населения и состояние окружающей среды.
В рамках оказания услуг инвестиционного консультирования Внешэкономбанком сформированы условия межмуниципального проекта, определены условия для привлечения частных инвесторов, разработаны юридические модели реализации проекта, проведено техническое исследование на территории 15 муниципальных образований, а также произведен укрупненный финансовый расчет показателей эффективности проекта.
В 2013 г. Внешэкономбанк заключил ряд новых государственных контрактов на оказание услуг по инвестиционному консультированию для нужд Пермского края, Республики Башкортостан, Омской, Оренбургской и Ростовской областей по формированию инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях ГЧП, а также договор на оказание услуг инвестиционного консультирования с ООО «Институт развития автодорожного комплекса». Общая стоимость данных проектов, большая часть из которых направлена на развитие социальной и транспортной инфраструктуры, составляет более 93 млрд руб.
В 2014 г. Внешэкономбанк планирует достичь следующих ключевых показателей:
создать механизм обобщения, накопления и тиражирования интеллектуального капитала, создаваемого в ходе формирования проектов ГЧП;
обеспечить формирование доходов Внешэкономбанка в рамках заключенных государственных контрактов и договоров инвестиционного консультирования в размере не менее 8% от их общей стоимости;
обеспечить 100-процентное исполнение обязательств Внешэкономбанка по заключенным договорам инвестиционного консультирования и государственным контрактам;
обеспечить надлежащее качество оказания услуг по 100 процентам заключенных государственных контрактов и договоров инвестиционного консультирования при условии отсутствия претензий у заказчика услуг.
Законодательные инициативы Внешэкономбанка по развитию механизмов ГЧП
В 2013 г. Внешэкономбанк продолжил участие в доработке положений проекта федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Данный законопроект, работа над которым началась еще в 2012 г., стал знаковым событием, открывающим дополнительные возможности для частных инвестиций в реализацию проектов по развитию общественной инфраструктуры. Документ призван решить проблему отсутствия в Российской Федерации инструментов правового регулирования на федеральном уровне вопросов, связанных с реализацией проектов ГЧП.
В 2013 г. законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении. Рассмотрение законопроекта Советом Государственной Думы Федерального Собрания перенесено на более поздний срок.
Одновременно с этим Внешэкономбанк проводил анализ законодательства субъектов Российской Федерации на предмет наличия нормативных правовых норм, регулирующих отношения по реализации проектов ГЧП. В рамках данной инициативы были подготовлены замечания и рекомендации, а также заключения на законы об участии в проектах ГЧП пяти субъектов Российской Федерации: Республики Башкортостан, Иркутской, Московской, Оренбургской и Костромской областей.
Подготовка кадров для развития ГЧП
В 2013 г. продолжила работу кафедра «Государственно-частное партнерство», созданная Внешэкономбанком на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в целях формирования необходимых компетенций по разработке проектов ГЧП. Кафедра ведет активную работу по подготовке и переподготовке кадров органов государственной власти и местного самоуправления, представителей коммерческих и некоммерческих организаций, вовлеченных в реализацию проектов по развитию общественной инфраструктуры.
Образовательные мероприятия, проведенные в 2013 г. в рамках программы кафедры ГЧП
В апреле и ноябре 2013 г. на базе кафедры были проведены курсы повышения квалификации продолжительностью 72 академических часа, в которых приняли участие свыше 80 слушателей из 42 субъектов Российской Федерации. В рамках внедрения новых обучающих форматов в г. Уфе была апробирована краткосрочная программа повышения квалификации, рассчитанная на 18 академических часов, в которой принял участие 41 слушатель.
В 2013 г. на кафедре продолжилась подготовка магистров по направлению «Менеджмент» по программе «Управление проектами государственно-частного партнерства». В сентябре 2013 г. открыта аспирантура по специальности «Экономика и управление народным хозяйством». На кафедре также осуществляется повышение квалификации преподавателей, организована учебно-методическая и научно-исследовательская работа по тематике ГЧП.
Для популяризации идеи ГЧП среди представителей органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса в 2013 г. Внешэкономбанк продолжил осуществлять информационную и техническую поддержку сайта «Государственно-частное партнерство в России», созданного в 2010 г. в целях содействия развитию рынка проектов ГЧП в Российской Федерации. Сайт уже зарекомендовал себя как ведущая экспертная площадка по обмену опытом реализации проектов, основанных на принципах ГЧП. В 2013 г. количество пользователей сайта составило более 50 тыс.
Если вы заметили ошибку на этой странице, пожалуйста, сообщите нам об этом: