На основной сайт in English

Отчет об устойчивом развитии 2013

Наверх

Комплексное развитие территорий

Одним из условий, необходимых для перехода российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития, является сокращение межрегиональной дифференциации и формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики. При реализации региональной политики Внешэкономбанк ориентируется на поставленные задачи национального уровня, осуществляя комплекс мер по созданию новых центров экономического роста и комплексному решению проблем регионов.

Региональная политика Внешэкономбанка

Региональная политика Внешэкономбанка реализуется в тесном взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и направлена на укрепление стратегического партнерства и долгосрочного сотрудничества с регионами. Основными целями региональной политики являются:

  • стимулирование экономического развития субъектов Российской Федерации путем создания новых точек экономического роста на основе конкурентных преимуществ регионов;
  • содействие диверсификации экономики моногородов;
  • участие в реализации проектов и программ развития, направленных на сокращение дифференциации уровня и качества жизни населения субъектов Российской Федерации;
  • содействие улучшению инвестиционного климата, повышению деловой активности.

Решение задач комплексного развития территорий осуществляется путем подписания соглашений о сотрудничестве и планов совместных мероприятий с субъектами Российской Федерации, а также путем усиления роли региональных институтов развития, в уставном капитале которых участвует Внешэкономбанк. Важная роль в решении задач комплексного развития территорий принадлежит представительствам Внешэкономбанка на территории Российской Федерации. Для повышения эффективности инвестиций на предварительном этапе региональная сеть Банка осуществляет сбор и анализ потребностей регионов в кредитно-финансовых продуктах и услугах Группы Внешэкономбанка, формирование базы данных по регионам, включающей программы развития регионов и моногородов, а также перспективные инвестиционные проекты, в том числе основанные на механизмах ГЧП.

Реализация комплексного подхода Внешэкономбанка по развитию территорий

Приоритетные регионы: Калужская область

Внешэкономбанк как институт развития содействует формированию регионов-лидеров, характеризующихся социально-экономическим, научно-техническим и кадровым потенциалом, существенным вкладом в прирост ВВП страны, а также сформированной стратегической инициативой, что позволяет им стать центрами развития для соседних территорий.

Первым пилотным регионом, на территории которого Внешэкономбанк приступил к реализации нового программно-планового подхода к региональному развитию, стала Калужская область.

Подписанным в 2011 г. Планом совместных мероприятий Группы Внешэкономбанка и правительства Калужской области были предусмотрены реализация на территории региона крупных инвестиционных проектов, осуществление мер по поддержке МСП и развитию механизмов ГЧП, продвижение лизинговых услуг и развитие других механизмов экономического стимулирования.

Реализация Плана комплексного развития Калужской области дала импульс индустриальному развитию данной территории, способствовала диверсификации ее экономики, позволила создать новые высокотехнологичные рабочие места и повысить качество жизни населения. В число основных результатов, достигнутых в рамках осуществления плана, входят:

  • увеличение объема кредитного портфеля Глобэксбанка и Связь-Банка в регионе до 1,22 млрд руб.;
  • увеличение объема договоров, заключенных банками — партнерами МСП Банка с субъектами МСП региона, до 726,38 млн руб. при снижении средневзвешенной ставки с 12,94 до 12,63%;
  • увеличение объема лизинговых договоров ВЭБ-лизинга в регионе в 1,6 раза — с 299,75 млн руб. до 487,3 млн руб., а также увеличение количества договоров в 1,3 раза.

История успеха

media

Развитие инфраструктуры индустриальных парков в Калужской области: формирование кластера производства автомобилей и автокомпонентов

Победитель «Премии развития» 2013 г. в номинации «Лучший инфраструктурный проект»

Компания — исполнитель проекта: ОАО «Корпорация развития Калужской области»

Стоимость проекта: 14,4 млрд руб.

Объем участия Внешэкономбанка: 11,2 млрд руб.

В рамках проекта на территории 3,5 тыс. га в Калужской области создаются четыре индустриальных парка: Грабцево, Ворсино, Росва, Калуга-Юг. Проект предусматривает оснащение данных промышленных площадок инженерной инфраструктурой, а также строительство производственно-складских комплексов, мультимодальных логистических центров и иных объектов, необходимых для обеспечения деятельности резидентов индустриальных парков.

В результате реализации проекта создаются все необходимые условия для размещения инвесторами новых производств в индустриальных парках Калужской области.

По состоянию на конец 2013 г. в индустриальных парках уже действуют 28 новых производств, инвесторами проекта стали более 62 компаний. Объем частных инвестиций, привлеченных в рамках реализации проекта, оценивался в 154 млрд руб., налоговые поступления от резидентов индустриальных парков — 50,266 млрд руб., ежегодный рост валового регионального продукта (ВРП) Калужской области — 10-12%. Кроме того, в результате реализации проекта создано более 16 тыс. новых рабочих мест, строятся гостиницы и развлекательные объекты, растет жилищное строительство, идет развитие туристско-рекреационного комплекса.

Всего в результате реализации проекта планируется создать свыше 26 тыс. новых рабочих мест. Ожидаемый бюджетный эффект составляет 268,299 млрд руб.

Схема взаимодействия Внешэкономбанка с региональными корпорациями развития
(на примере Калужской области)

Приоритетные регионы: Дальний Восток и Байкальский регион

Одним из приоритетных направлений деятельности Внешэкономбанка является содействие развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, имеющего стратегическое значение для России, в том числе для обеспечения ее национальной безопасности. Внешэкономбанком решаются задачи по созданию условий для ускоренного развития макрорегиона, повышения его конкурентоспособности и диверсификации экономики, в структуре которой должны преобладать высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью.

В настоящее время на территории Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона реализуются 9 крупных инвестиционных проектов с участием Внешэкономбанка, которые направлены на развитие металлургии, транспортного машиностроения, добывающей промышленности и информационно-коммуникационных систем.

Важные функции по созданию условий для опережающего развития макрорегиона и повышению его инвестиционной привлекательности принадлежат созданному в 2011 г. Фонду развития ДВБР — организации Группы Внешэкономбанка с уставным капиталом 15,5 млрд руб.

Приоритетным направлением деятельности фонда является участие в реализации инвестиционных проектов по развитию промышленной, транспортной и энергетической инфраструктуры на территории Дальнего Востока и Байкальского региона на условиях возвратности, срочности и доходности.

В 2013 г. фонд провел комплексную экспертизу следующих инвестиционных проектов, к реализации которых, в том числе с привлечением частных инвесторов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Фонд планирует приступить в 2014 г.:

  • строительство железнодорожного мостового погранперехода через р. Амур Нижнеленинское — Тунцзян;
  • развитие международного аэропорта «Владивосток»;
  • создание рыбопромышленного кластера на о. Шикотан (Курильские острова) на базе ЗАО «Рыбокомбинат Островной».

История успеха

media

Создание совместного предприятия «МАЗДА СОЛЛЕРС» по производству автомобилей Mazda и SsangYong (Приморский край, г. Владивосток)

Инициаторы проекта: ОАО «СОЛЛЕРС», Mazda Motor Corporation

Заемщик: ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус»

Общая стоимость проекта: 8,9 млрд руб.

Объем участия Внешэкономбанка: 4,9 млрд руб.

mazda

В рамках проекта во Владивостоке создано совместное предприятие ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС» с участием ведущих зарубежных автопроизводителей по выпуску автомобилей Mazda и SsangYong общим объемом до 85 тыс. автомобилей в год. Организация автомобильного производства с высокой степенью локализации будет способствовать удовлетворению спроса на современные автомобили со стороны частных и коммерческих потребителей. Планируется, что часть продукции предприятия — японские и корейские автомобили разных марок, моделей, типов и комплектаций — будет реализовываться на европейской территории России.

В настоящее время в рамках проекта приобретены производственные мощности, организовано автосборочное производство по выпуску автомобилей Mazda и SsangYong.

В рамках реализации проекта планируется создание 2 820 новых рабочих мест. Ожидаемый бюджетный эффект проекта составляет около 20 млрд руб. Реализация проекта также будет способствовать активизации смежных отраслей промышленности и сферы услуг региона.

Приоритетные регионы: Северо-Кавказский федеральный округ

Деятельность Внешэкономбанка по развитию Северо-Кавказского федерального округа направлена на реализацию высокого потенциала региона в рамках создания новых центров экономического роста и промышленных площадок, а также на преодоление отставания депрессивных регионов и развитие туристско-рекреационного комплекса.

Ключевая роль в развитии инвестиционной среды Северного Кавказа принадлежит созданной в 2010 г. организации Группы Внешэкономбанка — КРСК — с уставным капиталом 7,6 млрд руб. Корпорация является совершенно новой для Северного Кавказа структурой, позволяющей эффективно соединять интересы отечественных и зарубежных инвесторов, с одной стороны, и государственных органов — с другой, что гарантирует динамичную реализацию проектов и повышение инвестиционной отдачи региона.

В 2013 г. КРСК продолжила работу по формированию портфеля инвестиционных проектов. По состоянию на конец года корпорация участвовала в финансировании 7 проектов в области развития инфраструктуры, в промышленном секторе, развитии интенсивного растениеводства, а также в сфере туризма. КРСК также осуществляла деятельность, направленную на рост деловой активности в регионе.

По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 28.11.2011 в 2013 г. КРСК совместно с Внешэкономбанком разработала Концепцию комплексной программы развития региона Кавказских Минеральных Вод до 2025 г., которая определила три ключевые «точки роста» региона:

  • развитие туристско-рекреационного комплекса с акцентом на бальнеологический и медицинский туризм;
  • реализация регионального транспортно-торгово-логистического потенциала региона;
  • интенсивное развитие агропромышленного кластера.

История успеха

media

Развитие интенсивного растениеводства и переработки сои в Ставропольском крае (Avangard)

Инициатор: AVG Capital Partners

Общая стоимость проекта: 3,98 млрд руб.

Объем участия КРСК: 824 млн руб.

mazda

В 2013 г. КРСК приступила к финансированию проекта Avangard по развитию в Ставропольском крае интенсивного растениеводства. В рамках проекта будет создан современный сельскохозяйственный комплекс по выращиванию сои и кукурузы с использованием технологий интенсивного растениеводства на площади 20 тыс. га, 16 тыс. из которых планируется оборудовать современными системами дождевального орошения кругового действия. В рамках проекта будут также построены элеваторные мощности емкостью около 110 тыс. тонн с сушкой и очисткой зерна, ангары для хранения техники.

В рамках реализации проекта планируется создание около 100 рабочих мест, а также 200 рабочих мест в смежных отраслях. Ожидаемый бюджетный эффект проекта —345 млн руб.

Модернизация моногородов

Одним из приоритетов региональной политики Внешэкономбанка является поддержка российских моногородов, нуждающихся в незамедлительном решении комплекса проблем, накопленных за несколько последних десятилетий. В соответствии с Перечнем мер, направленных на обеспечение стабильного развития монопрофильных населенных пунктов (моногородов), на 2013-2018 гг. перед Внешэкономбанком стоят следующие задачи:

  • разработка и реализация механизмов поддержки экономики моногородов с участием Внешэкономбанка;
  • создание условий и организация работы для привлечения инвесторов на созданные промышленные площадки в моногородах, а также реализация инвестиционных проектов на промышленных площадках, в том числе с участием собственников градообразующих предприятий.

Инвестиционные проекты, реализуемые Внешэкономбанком в моногородах, направлены на их финансовое оздоровление и модернизацию градообразующих предприятий, а также на диверсификацию экономики моногородов. Из 33 инвестиционных проектов портфеля Внешэкономбанка в моногородах 24 проекта общей стоимостью 346,2 млрд руб. с объемом участия Внешэкономбанка 228,7 млрд руб. уже полностью профинансированы или находятся на этапе финансирования.

Отраслевая структура портфеля проектов Внешэкономбанка в моногородах по состоянию на 31.12.2013

Содействие проектам регионального и городского развития

В 2013 г. ФЦПФ продолжил деятельность по оказанию мер финансового и нефинансового содействия по поддержке проектов регионального и городского развития.

Согласно утвержденной стратегии, учитывающей состояние реформ и инвестиционного климата в отдельных отраслях, приоритетным для ФЦПФ является участие в проектах регионального и городского развития по следующим направлениям:

  • развитие городского и дорожного хозяйства (инфраструктура автомобильного транспорта, аэропорты, управление твердыми бытовыми отходами);
  • развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение, социальное обеспечение, туризм);
  • комплексное развитие территорий (индустриальные парки, городские агломерации, региональные проекты, связанные с масштабным промышленным строительством).

В рамках оказания финансового содействия проектам городского и регионального развития ФЦПФ предоставляет целевые займы и осуществляет вложения в капитал проектных компаний, создаваемых инициаторами проектов для их подготовки. ФЦПФ также оказывает услуги инвестиционного консультирования по подготовке проектов и содействует в привлечении инвестиций для их реализации.

Меры нефинансового содействия проектам развития, реализуемые ФЦПФ, включают участие в совершенствовании федерального и регионального законодательства, в том числе по вопросам использования механизмов ГЧП. Кроме того, ФЦПФ организует подготовку и переподготовку кадров органов государственного и муниципального управления, а также осуществляет разработку модельной контрактной и конкурсной документации по формированию проектов регионального и городского развития.